Модель ВАЗ-2121 начала серийно выпускаться в 1977 г. и продолжает сходить с конвейера завода
ВАЗ и в 2024 г. За эти годы автомобиль претерпел не слишком много изменений, оставаясь востребованным у покупателей. Основной причиной успеха модели стала хорошая проходимость, хотя уровни комфорта и безопасности откровенно низкие по современным меркам.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Создание
Разработка будущей «Нивы» началась еще до запуска завода ВАЗ в 1970 г. по поручению А.Н. Косыгина, который в те годы занимал пост председателя Совета Министров СССР. Согласно распоряжению требовалось разработать вариант легковой машины с приводом на все колеса. На начальном этапе планировалось модернизировать ВАЗ-2101, но впоследствии конструкторы решили разработать совершенной другой автомобиль, хотя и унифицированный по ряду узлов с классическими «Жигулями».
Прототипы
Созданный прототип получил заводское обозначение Э2121 и оснащался открытым кузовом. Машина была явно утилитарной и имела определенное сходство с компактными внедорожными автомобилями Renault Rodeo и Citroen Mehari, разработанными в конце 60-х и начале 70-х гг.
Целевая аудитория
«Нива» создавалась в первую очередь для сельских жителей с достаточно высоким уровнем дохода. Часть автомобилей приобретали жители городов, которым периодически выезжали в сельскую местность. ВАЗ-2121 подходил для поездок по дорогам с любым типом покрытия.
Первое название
Прототип или «носитель агрегатов» Э2121 неофициально называли «Крокодил Гена» за характерный зеленый цвет кузова. В эти же годы на ВАЗ активно работали над проектом малолитражной модели Э1101, которая из-за компактных размеров называли «Чебурашкой». Свою лепту в появление названий внес и популярный в те годы мультфильм про крокодила Гену и Чебурашку, который вышел на экраны как раз в 1971 г. Еще одной причиной появления названия «Крокодил Гена» называют характерный облик прототипа.
Легенда о румынском Fiat
В 1973 г. были собраны 4 экземпляра ВАЗ-2121 для испытаний, которые имели дизайн, близкий к серийному варианту. На машинах использовались эмблемы с несуществующей маркой Formika, для любопытных граждан была создана легенда о румынском Fiat. Соблюдение секретности при отработке конструкции будущей «Нивы» позволило сохранить большинство характеристик вплоть до начала серийного производства.
Окончательное название
Что касается официального названия «Нива», то его сформировали по первым буквам детей ведущего конструктора проекта П.М. Прусова и главного конструктора
ВАЗ Владимира Соловьева. Но подобное утверждение, запущенное в эфир П.М. Прусовым, спорное, поскольку на то время у ведущего конструктора был всего один ребенок – дочь Ирина родилась после начала выпуска ВАЗ-2121. По другой версии – название разработал дизайнер Валерий Семушкин еще на стадии изготовления прототипов.
Дизайн
Общее оформление кузова автомобиля «подсмотрено» у Fiat-127, что даже не скрывалось главным дизайнером. В результате получилась машина, внешне не имевшая никаких намеков на внедорожник. Дизайн кузова получился достаточно гармоничным, хотя из-за двух дверей посадка на задний диван была не слишком удобной.
Силовой агрегат
На ВАЗ-2121 широко использовались детали силового агрегата от перспективного в те годы ВАЗ-2106. Коробка передач перешла без изменений, поддон двигателя несколько изменили из-за необходимости установки углового редуктора. Унификация позволила ускорить постановку машины на конвейер и снизить себестоимость.
Испытания
Первые автомобили с практически серийным дизайном собрали на конвейере в 1974 г. Спустя два года была собрана установочная партия ВАЗ-2121 для испытаний по дорогам Урала и Предуралья. В пробеге принимали участие английские внедорожники Land Rover, а также УАЗ-469. По итогам испытаний было принято решение о старте серийного производства «Нивы», хотя уже тогда был отмечен недостаток мощности и крутящего момента двигателя.
Тормозная система
Тормоза ВАЗ-2121 созданы на основе механизмов от классических «Жигулей» с рядом доработок. В результате удалось повысить защиту от воздействия грязи – нормального явления при частом движении по бездорожью. Эффективность торможения «Нивы» оказалась на уровне легковых автомобилей.
Производство
Модель ВАЗ-2121 стала первым массовым внедорожником в СССР. На начальном этапе планировали собирать по 25 тыс. машин в год. Но уже в начале 80-х план увеличили в два раза, а затем довели до 70 тыс. автомобилей в год. Причиной стала популярность «Нивы» в СССР и на многих зарубежных рынках.
Первая публикация
Первое официальное упоминание о «Ниве» появилось в февральском номере журнала «За рулем» в 1976 г. Короткая публикация содержала несколько фото, общие сведения об автомобиле и о выпуске первой партии из 50 автомобилей.
Расположение запасного колеса
Поскольку при разработке дизайна в качестве источника вдохновения использовали
Fiat, то запасное колесо пришлось переместить под капот. Другого места физически не нашлось – пол багажника был слишком коротким, а вынести колесо на заднюю дверь конструкторы не решились. Расположенное под капотом запасное колесо сильно снижает безопасность – при ударе оно сминает моторный щит и проникает в салон.
Интерьер
Отделка салона во многом соответствует ВАЗ-2106. Изначально на автомобиле не планировали ставить тахометр. Но в ходе испытаний была отмечена необходимость контроля оборотов из-за риска «перекручивания» двигателя при использовании пониженного ряда. На «Ниве» ставили кресла с отделкой искусственной кожей, которую можно было легко отмыть от грязи.
Цена
На момент выхода на рынок СССР автомобиль стоил 9000 руб., что делало «Ниву» второй по стоимости моделью – впереди была только «Волга» ГАЗ-24. В 1979 г. ценник вырос на 2000 руб., что сразу сказалось на продажах, в результате стоимость снизили до исходного значения. Несмотря на негуманный ценник машина стала популярной – определенной части населения требовался транспорт с хорошей проходимостью, а альтернатив ВАЗ-2121 в СССР не было. Рамный УАЗ-469 в продажу поступал только после списания и нескольких лет интенсивной эксплуатации в организациях.
Модели для зарубежья
Поставлявшиеся на экспорт автомобили несколько отличались от продаваемых на рынке СССР машин. Дилеры меняли кресла, устанавливали защитные элементы на кузов и светотехнику, по заказу интегрировали электрическую лебедку и другое оборудование. За переделами СССР «Нива» никогда не была дешевой, но высокая проходимость сделала ВАЗ-2121 востребованным и за рубежом – в отдельные годы на экспорт уходило до 80% выпущенных автомобилей.
Безопасность
Кузов «Нивы» отличается высокой прочностью, что подтверждается результатами испытаний. Но при лобовом ударе основной проблемой является смещение рулевого колеса и запаски в салон, также сильно деформируется моторный щит – педали сдвигаются в сторону ног водителя. После внедрения обязательной системы ЭРА-Глонасс на «Ниве» появилась боковая подушка безопасности – она была необходима для срабатывания системы в случае аварии и практически никак не защищала водителя.
Основоположник класса
«Нива» является первым в мире серийным внедорожником малого класса с несущим кузовом. До ее выхода на рынок таких автомобилей не существовало, что и обусловило повышенный уровень секретности проекта на стадии дорожных испытаний.
Модификации
На базе ВАЗ-2121 было создано более 20 серийных модификаций. Также существует несколько десятков дилерских мелкосерийных версий, в том числе – и с частично открытым кузовом.
Резина
Изначально на «Ниве» использовались 15-дюймовые диски и шины с внедорожным рисунком. Затем завод перешел на использование дорожной резины, но из-за неудачной размерности появились проблемы с ресурсом боковин. В итоге стали устанавливаться 16-дюймовые диски с дорожными покрышками.
Заключение
Выше перечислены только некоторые интересные факты, касающиеся истории создания и развития проекта ВАЗ-2121. Автомобиль выпускается на протяжении более чем 45 лет, что не слишком сказывается на спросе – простая конструкция и высокая проходимость делают автомобиль востребованным на рынке.